На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Кришна и Сандипани Муни

Во всех цивилизациях и у всех народов существовал принцип наставничества, передача традиций ради укрепления семьи и нравственности, единения общества на фундаменте философско-нравственного общинного сознания. Однако в современном мире роль наставников и гуру свелась почти к утилитарной роли передачи технологий и наработанного опыта от более опытных специалистов к менее опытным. Так  формируется проприетарно-реципиентная субкультура потребителей, в которую загнаны представители так называемой элиты и остальное население.

В данной статье мы ответим на несколько вопросов: 1) Какова роль наставников-гуру во времена Кришны? 2) Каковы были взаимоотношения Кришны с Его наставниками? 3) Почему Кришна выбрал именно Сандипани Муни своим учителем? 4) Почему Кришна в Гите не уделил никакого внимания теме наставничества как институту душеприказчиков?

Учителя во времена Кришны выступали в роли всесторонних воспитателей юного поколения: Дроначарья учил царевичей не только военному искусству, но и морали, общинным ценностям, искусству духовно – нравственного саморазвития, которое именовалось йогой. Бхишмадева учил молодое поколение не только с помощью кратких притч, рассказов и кратких изречений, которых он знал не одну сотню, но и лично показывая пример героя, воина и талантливого генерала рода Куру.

Во времена Кришны учитель никогда не был лектором-экскурсоводом, назначенным религиозной организацией, не принимал даров от учеников (апариграха), не становился учителем до достижения самосознания (самадхи). Учителя тогда учили достойных людей всем необходимым искусствам ради укрепления человеческого общества. Часто один учитель сам был талантливым геологом, музыкантом, воителем, магом, врачевателем и знатоком десяти языков.

Кришна в детстве часто встречал мудрецов - риши в окрестностях Вриндавана. Он всегда уважительно относился к ним, понимая, что на их знаниях и моральном авторитете строится фундамент всей общественной жизни. Когда пришло время обучиться различным наукам и искусствам, Его направили к Сандипани Муни.

Сандипани Муни, несомненно, был воплощением Великого Шивы, который явился в облике учителя, и стал учить Бога, Кришну, всем искусствам и наукам. В некоторых Пуранах рассказывается, что в прежней жизни Кришна просил Великого Шиву принять роль учителя и духовного отца в предстоящих всепрекрасных лилах-играх Кришны. И это благословение Великого Шивы сбылось.

Кришне было около пяти лет, когда он отправился в ашрам Сандипани Муни в Удджайн для всестороннего обучения. Сандипани Муни был строгим учителем, который в совершенстве знал воинское мастерство, искусство дипломатии, был прекрасным поэтом, знал много языков, был одаренным экономистом и политологом. При этом ему были открыты тайны духовной науки, ведь он знал Пураны и Веды. За шесть месяцев обучения Кришна и Бараларама освоили много предметов, на освоение которых у обычных учеников уходит много лет.

Важно отметить, что Кришна учился у мудреца не только знанию музыки и искусств, но и искусству управлять подданными, искусству управлять собой для достижения наивысшего освобождения от материальных болезней, скорби, старости и смерти. Кришна изучил: 1) глобальную систему управления на уровне концепции цивилизации, 2) Экономико-политическое искусство, позволяющее создать высокоцивилизованное общество производителей всех благ – духовно-идейных, интеллектуальных и материальных, 3) искусство общения, взаимодействия и сотрудничества со всеми – как земными, так и инопланетными цивилизациями, культурами и сообществами.

Кришны выбрал Сандипани Муни своим учителем потому, что Удджайн, в котором жил этот мудрец, славился своими учителями, а также потому, что Сандипани Муни был воплощением Великого Шивы, и впитал всю мудрость цивилизации риши – святых мудрецов.

В знаменитой Гите Кришна уделил крайне мало внимания теме гуру как носителя знания. Он сказал Арджуне: «Для постижения истины (видьи) спрашивай знатоков – учителей, и стремись высвободиться из-под власти ошибок неведения, старости, болезней и смерти (пранипатена парипрашнена). Учителя укрепились в непосредственном восприятии потока чистого сознания реальности, поэтому они могут просветить тебя». (4.34)

Из семисот стихов Гиты один посвящен тому, как искреннему ученику, осознавшему себя (тад), общаться с учителями. Слово сева, которое использовал Кришна, используется в сакральном смысле развития своих природных талантов под руководством Бога в сердце. Кришна прямо указывает на обретенную квалификацию подлинного учителя: он не отличен от знания реальности. Кришна подчеркивает, что учитель не теоретизирует и не создает лабораторий, не использует своих учеников для опробования своих бесчеловечных доктрин в действии. Он знает напрямую, он использует знание постоянно, безостановочно, и всегда во благо людей.

В этой связи мы вправе пересмотреть термин гуру, возвращаясь к его подлинному переводу: «Ведущий от неведения к свету знания». В Законах Ману также сказано: «Из тысячи образованных людей один может стать гуру, из многих гуру едва ли один становится ачарьей».

В целом Кришна крайне негативно относился к псевдоучителям, особенно к тем, кто старался заниматься коммерцией под прикрытием религии. Отношение Кришны к таким учителям, как Крипа, Дрона, Бхишма соответствовало проявляемым ими качествам и совершаемым ими поступкам.

Сандипани Муни, Нарада Муни, Великий Шива, Бали Махарадж, Вайю, Санаткумар, Джанака Махараджа, Шукадева, Прахлада – заслужили высокое звание подлинных учителей для всего человечества.

Кришна не уделил внимания институту гуру по причине крайней избирательности присутствия гуру. Но при этом Кришна подчеркивал необходимость уважения к родителям и заботы о них, уважения к тем из старших, кто заботился о нас в детстве и юности.

Следует отметить, что в атмосфере отсутствия прямого знания Истины, исчезает необходимость рассуждать о разных видах гуру: шикша-гуру,  дикша-гуру. Гуру подобен Солнцу: нет необходимости доказывать могущество Солнца, ибо все знают его свойства и безусловную роль дарителя жизни для всего живого.

В современном религиозном сознании в институтах религии навязывается ложная концепция о необходимости принятия гуру как надсмотрщика душ, душеприказчика, властителя дум и чаяний верующих. Это совершенно ложная концепция, навязанная нам толпо-элитарной идеологией и является извращением подлинного знания Бога.

Следует знать Бога живого, ведущего с нами постоянный диалог в наших сердцах. Но религия  подменяет понятия, пытается заслонить собой Бога и божественное, превращая нас в рабов бездушных душеприказчиков, институциональных гуру, не имеющих ни знания, ни совести, ни чести. Таких псевдогуру следует отвергнуть и отправиться на поиски бесконечно светлой и любящей нас реальности, Бога, который всегда открыт и доступен нам, подобно тому, как открыто нам Солнце ранним утром и в течение всего дня.

Кришна сказал: «Тот, кто, используя сильный разум, сильное сознание, полон решимости в укрощении ума и чувств, свободен от ложных концепций материалистического и идеалистического атеизма, кто свободен от бесцельного общения и владеет телом, умом и речью, свободен от ложного желания действовать помимо Сверхдуши, кто победил похоть, гнев и гордыню, понимает бренность мирских привязанностей, кто всегда умиротворен и свободен, - тот осознал свою духовную природу» (18.51-54).

©Нанда Сута дас, 2017 г.

Картина дня

наверх