Духовное преображение человека и Кришна

 

Духовное преображение человека и Кришна

Автор прекрасной Бхагаватам, Вьясадева, создал свое произведение в состоянии высочайшего духовного самадхи, прозрения. Его целью было просветить человечество, стоящее на грани катастрофы, вызванной забвением фундаментальных истин о добре и зле, человечности и демонизме, божественности и псевдознаний.

 

Поэтому те знания, которые содержатся в Бхагаватам, представляют мало фактологического материала. Биографии героев Пураны могут не совпадать с подлинной жизнь исторических личностей, которые проживали в те далекие эпохи.

 

Ведь если цель автора – научить мудрости вдумчивого читателя и слушателя, тогда становится приемлемыми все методы литературно-художественного воздействия: гиперболы, метафоры, сравнения, внезапная смена сюжета, противопоставление тезы и антитезы и их столкновение в синтезе, создание литературных героев как независимых от исторических персонажей и позиции автора. В литературном творчестве есть такие возможности, которые отсутствуют в других видах творческого сознания. Художественный вымысел мастера кисти и красок позволяет создать художественное полотно, статичное изображение событий с целью донести до нас морально-нравственную идею какого-то переломного события в обществе или идею великой гармонии, сопряженной с эмоциональным переживанием автора.

 

Художник слова, напротив, стремится передать события в их непрерывном развертывании в сознании автора, вкладывая в эту нить событий глубокие нравственные идеи и собственные эмоциональные переживания.

 

Потому мы не можем утверждать, что Вьяса отразил события той эпохи в хронологическом порядке, или что все события из жизни героев прекрасной Бхагаватам происходили в реальной жизни подлинных исторических персонажей (Кришны, Вьясы, Кардамы, Камсы, Хираньякашипу, Прахлады и других).

 

Можно с уверенностью утверждать, что все события, отраженные в Бхагаватам – это особые переломные события в жизни героев  Бхагаватам, которые были духовно-значимы, вели к духовно-нравственному преображению этих героев.

 

При этом рассуждения и моральные наставления в этой Пуране разделяются как минимум на три: это собственные наставления Вьясадевы-Кришны, это наставления подлинных исторических персонажей, которые жили в Бхарата-варше много лет назад, и наставления литературных героев, которые созданы Вьясадевой для воспитательных целей, для духовного преображения читателей.

 

В целом, нам представляется, что деление этой прекрасной Пураны на двенадцать частей не случайно.

 

Древние мудрецы отмечали, что двенадцать созвездий  в небесной сфере, двенадцать знаков Зодиака, двенадцать сторон жизни человека связаны с космологической структурой Вселенной, ее глубинными законами. Двенадцать, умноженные на девять, равняется ста восьми – это еще одно сакральное число, упомянутое в Ведах. Поэтому можно сказать, что каждая песнь Бхагаватам – это часть тела трансцендентного существа, Космического человека, Вират-Пуруши, которое вайшнавы именуют Кришной, Верховной Личностью Бога.

 

Постигнув Бхагаватам, можно постичь весь космос и  человека в нем, со всеми планетами, материками, океанами, морями, реками, горами, народами и группами людей.

©Нанда Сута дас, 2017 г.

Картина дня

наверх