20 различий между сампрадайей (школой духовных знаний) и религиозной организацией

20 различий между сампрадайей (школой духовных знаний) и религиозной организацией (со своей структурой и финансовыми интересами, службой внутреннего всестороннего контроля (инквизицией), менеджментом, землей, капиталом, элитой и рабочими).

№№

Сампрадайа

Организация

1

В сампрадайе учение о Боге передается от учителя к ученику посредством слушания ведических гимнов. Знание запоминается учеником на всю жизнь, и затем ученик живет согласно духовным принципам

Организация не заинтересована в полноценном образовании своих членов. Продвигается идеология и индоктринерство внутри организации.

2

Сампрадайа делает акцент на качестве, то есть воспитанию духовных качеств последователей сампрадайи. Количество никогда не является мерилом или главной целью деятельности сампрадайи.

Организация заинтересована в постоянном притоке новых членов, которые будут оказывать всестороннее содействие организации в ее деятельности (финансовое, юридическое, забота о зданиях, поддержание элиты).

3

В сампрадайю новые ученики принимаются после обретения ими предварительной подготовки, духовной развитости и способности следовать духовным принципам.

В организацию могут приглашаться люди без достаточной религиозной или духовной подготовки, без знаний и квалификации.

4

Важен принцип инициации (дикши), когда ученик перед Богом, учителем и слугами Божьими клянется носить имя Вишну (ему дается имя Вишну), воспевать мантру Вишну, следовать регулирующим принципам (тапа), признает важность символов Вишну (тилак, одежда вайшнавов и др. – пундра), клянется практиковать преданное служение Вишну (йага)

Инициация не важна, и не учитывается при назначении на должности менеджеров организации

5

Прогресс в духовном развитии определяется по принципам, данным в богооткровенных Писаниях вайшнавов

Прогресс в организации основан на личной преданности организации и ее лидерам.

6

Стать последователем сампрадайи могут даже неимущие, бедные люди или те, кто имеет физические недостатки. Главные критерии – преданность Ведам, Гуру, предыдущим Ачарьям сампрадайи (садху)

В организации занять должности менеджера могут состоятельные люди, либо не очень богатые, но умные и смышленые, прирожденные политики, военные, особенно офицеры.

7

Главный принцип – вся деятельность основывается на заключениях богооткровенных Писаний, свободе совести, принципах чести и достоинства, мудрости и истинности

Главный принцип – полное принятие догм и доктрины организации, директив руководства.

8

Гуру не выбирается, и не назначается. Гуру – представитель Бога, который всегда цитирует Веды, учит учеников за дакшину (пожертвования).

Руководитель в организации может не знать Веды, не иметь инициации, но получает назначение от вышестоящего руководителя.

9

Ученик всегда может покинуть гуру, если увидит, что учитель не различает между добром и злом, или если учитель не следует духовным принципам, противоречит Ведам.

Член организации несет юридическую и иную ответственность за свои действия. Покинуть организацию можно, если не имеется задолженность перед организацией.

10

Сампрадайа основана на личностных взаимных обязательствах, велении сердца и совести.

Организация создается с учетом специфики страны, государства, законов государства. Организация не знает понятий совести и чести

11

Сампрадайа может существовать в любых условиях, даже самых неблагоприятных, ибо отношения между учителем и учеником не может прервать время. Эти отношения духовны и непостижимы для ума, недостижимы для материальных чувств.

Организация может существовать только в определенных рамках, определенных временем, наличием собственности, земли, ресурсов, подчиненных и руководителей.

12

Сампрадайа – это образовательный институт, который существует, когда духовные знания передаются от более достойных людей, знающих Веды, к тем, кто менее квалифицирован в ведическом знании и практике, и кто очень хочет обрести качества достойного последователя ведической культуры, качества святого.

Организация всегда заинтересована в приобретении ресурсов в виде земли, финансов и обслуживающего персонала, и не заинтересована в передаче духовных знаний

13

Обычно гуру в сампрадайе настолько квалифицированы, что никогда не теряют своих возвышенных качеств святого, способного передавать Веды ученикам.

В организации учителя могут назначаться, с требованием, чтобы в будущем они приобрели все качества святых людей. Некоторые учителя могут терять пост учителей в организации по многим причинам (конфликт с руководством, отход от высоких моральных принципов и т.д.)

14

В сампрадайе вся деятельность сосредоточена на служении Богу, изучение ведических знаний.

В организации обычное правило - среди прихожан все равны, среди руководителей все равны. Прихожане, как и руководители, сильно вовлечены в материальные вопросы (поддержание своего статуса в обществе, собственность, недвижимость)

15

Есть принципа старшинства, которое определяется по качествам характера и деятельности человека. ученики всегда уважительны к учителю, учитель заботится о своих учениках.

Старшинство определяется только по должности в организации, на которую может попасть назначенный сверху тиран, садист или развратник.

16

Гуру никогда не преступает законы морали и нравственности и учит высокой нравственности своих учеников

В организации возможны шантаж, подкуп, угрозы, насилие, издевательства, нарушение любых моральных принципов.

17

В сампрадайе учителя всегда ссылаются на Веды в своих действиях.

В организации менеджеры никогда не ссылаются на Веды в своих действиях

18

В сампрадайе учителя всегда защищают своих учеников. Ученики защищают и заботятся о своих учителях.

В организации учителя практически никогда не могут защитить своих учеников, так как всё решается менеджерами организации.

19

В сампрадайе всё согласуется с велениями Бога, как они даны в богооткровенных писаниях.

В организации вся деятельность ведется стихийно, зависит от текущего момента. Организация всегда стремится сохранить свое положение любой ценой.

20

Человеческая жизнь в сампрадайе, как и Веда, и Бог – это самая высшая ценность.

(Эта таблица была подготовлена на основе изучения более чем 15 религиозных и духовных организаций и общин, в числе которых - РПЦ, индуисткие и неоиндуисткие общины и религиозные течения, различные христианские организации и т.д. Автор является дипломированным специалистом в области религиоведения, истории и общественных отношений (магистр истории).

Человеческая жизнь, Веда и Бог не являются ценностями для организации. Сама организация объявляет себя Богом и издает собственные Писания, которые лидерами организации объявляются руководством к действию для всех членов организации.

©Нанда Сута дас

Картина дня

наверх