Свежие комментарии

  • Альбина Наумова
    Превосходно! Познавательно!Музыканты группы ...

Маха-мантра – философский камень или горький анчар?

Маха-мантра – философский камень или горький анчар?

Недавно ко мне обратились несколько преданных Кришны из России и попросили меня просветить их в искусстве воспевания Харе Кришна маха-мантры. Я указал им на некоторые важные моменты, на которые следует обращать внимание перед повторением мантр. Я помню, как проходили семинары по повторению мантр среди российских последователей разных школ бхакти-йоги. Однако пользы от таких семинаров весьма мало, ибо мало кто из бхакт - преданных представляет себе колоссальные сложности и препятствия, которые возникают на пути йоги деяния и не-деяния (бхакти, санкхьи и тьяги) уже в самом начале пути. Итак, вашему вниманию представлено несколько ответов на весьма распространенные вопросы.

1.Вопрос. Ведические проповедники говорят о том, что мы не квалифицированы произносить мантры. Так ли это?

Ответ: В этом вопросе содержится сомнение. И это верно. Мы можем через усилия, споры и рассуждения, через различение обрести квалификацию, чтобы войти в трансцендентную звуковую вибрацию. Знание об освобождении ума (мантра) скрыто, эзотерично, и дается нам как то, что содержит в себе семя знания. Знание мантр – это потребность в творчестве свободного духа и жажда неземного света знания и разумения. Мантра – это жажда света, это стрела, летящая в высшую цель, не выразимую словами и языком обывателей и псевдодуховных искателей.

Мантра – это не слова, не буквы, а состояние ума, подобное протеканию электрического тока через медный проводник.

2. Вопрос. Мантра – это звуковая вибрация, которая работает по-научному, а не по нашей вере. Так ли это?

Ответ: Мантра работает, то есть откликается на наш умственный призыв. Вера предваряет знание, но не заменяет его. Нельзя верой обрести различение, или освобождение. Мантра – не звуковая, а тонкая сущность, не вибрация, а состояние невыразимого полного мира, запредельного этого миру.

Мантра есть состояние глубокой внутренней освобожденности от любых беспокойств ума и страхов, и сомнений. Мантра – это чистый ум вне условностей, это человек, никого не предавший и не обманувший.

Мантра – это процесс, существующий помимо нашего сознания, высшая реальность. Ман – ум, человек; тра или тара – звезда, высшая реальность, освобождение: от глагола траяте – освобождать, исцелять, защищать, информировать, подталкивать к высшему состоянию освобождения.

3. Вопрос: Развив свою квалификацию в чтении мантры, любой, кто ее читает, получают результат и вера здесь ни при чем?

Ответ: Вера необходима вначале, чтобы оставить свое материальное состояние сознания позади, в прошлом. В самом начале важнее развивать различение, а веру следует вручить тому, от кого она пришла к нам, не оставляя ее внешнюю оболочку себе. Суть веры – знание и различение. Вера – это посох для желающего идти прямым путем, но сильному не нужен посох. Сильный может идти сам, не пользуясь костылями. Вся современная цивилизация основана на вспомогательных орудиях и механизмах: компьютеры, телефон, телевидение, почта, демократические институты власти, даже материальная йога и религиозные храмы – всё это создано чувством веры, а не чувством меры и различения. Человек современный не различает, но верит, и высший апогей его веры – это вера в прекрасное будущее, а не настоящее. Кредиты, ссудный процент, добровольное заклание себя, предательство своей совести и души – это результаты гипертрофированной веры, приводящей человека к предательству. Современный человек вместо мантры предпочитает речитатив, девиз или речёвку, но здесь сокрыт корень самообмана.

Бог ждет от нас различения и вручает нам мантру как состояние высшей внутренней целостности и освобожденности. В самом начале необходим свет разумения и без этого произнесение звуков, по форме напоминающей мантру, бессмысленно. Внутреннее осознание и знание реальности сопровождает нас с самого начала, с точки вхождения в мантру, как целостный звук, тот звук, с которого началось Творение Божье. Знание становится опорой, но не заменяет самостоятельного становления той внутренней целостности, которую именуют духовным сознанием.

Кто верит в звук, тот получает только звук, подобный шуму прибоя. Кто верит Богу и знает Бога, тот обретает внутренний покой и знание Бога, и это – мантра. Ни четки, ни время чтения, ни шевеление губами не в силах помочь тому, кто обманывает себя, Бога и дхарму (свою собственную природу).

4. Вопрос: В наш век дается Харе Кришна маха-мантра, которую можно читать любому. Так ли это?

Ответ: Мантра Харе Кришна дана в Калисантарана Упанишад. Она была в свое время упрощена, на первое место в ней была поставлена иная смысловая интонация, чем та, которая была прежде. В измененной Харе Кришна первая строчка стала второй, а вторая – первой. Изначально текст был харе рама харе рама рама рама харе харе харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе. В измененной мантре возобладали иные ценности - партнерские, внешние отношения человека и Бога, было усилено разделение человека и Бога, усилена лунность, меркантильность в этих сокровенных отношениях. Мантра состоит из трех слов - Харе, Кришна и Рама. Но многие бхакти-йоги, например современники Чайтаньи Махапрабху (15 век) повторяли Гопал-мантру, которая была секретной согласно Чайтанья Чаритамрите. При этом упоминается, что Чайтанья, который проводил совместное воспевание святых имен Бога в Бенгалии, воспевал мантру Хари харайе намах кришна йадавайа намах.

Причина, по которой некоторые учителя настаивали на повторении именно харе кришна маха-мантры, а не других, гораздо более распространенных мантр среди вайшнавов, неясна. В харе кришна мантре слово харе встречается 8 раз, слово кришна – 4 раза, слово рама – 4 раза.

Среди западных вайшнавов вместо гаятри-мантр навязывается мантра из упанишады – харе кришна мантра, которая не входит в список основных ведических упанишад.

Есть критерии успешности садхаки, человека, воспевающего харе кришна мантру. Эта мантра будет эффективной, если человек, читающий ее:

1) Сверхмилосерден

2) Предпринимает сверхусилия в жизненной энергичности в совершении добрых дел

3) Не болеет никакими болезнями тела, души и духа

4) Обладает сверхспособностями в ведическом счете (ганита)

5) Обладает солнечным типом психики, подобно Господу Рамачандре.

Как вы понимаете, обычному человеку такое не под силу.

5. Вопрос: Можно ли читать Харе Кришна мантру, не имея квалификации?

Ответ: Вы становитесь слабее, если декламируете эту мантру, не имея никакой квалификации для этого. Вы просто тратите свое время напрасно. Ваша жизненная энергия расходуется на ссоры, склоки, разбирательства. Ваша дхарма (природа) начинает действовать против вас. Но при этом ваше самолюбие, себялюбие и качества бойца возрастают. Вы начинаете мнить себя «зрелой душой», махатмой. Таковы естественные последствия повторения мантр без квалификации. Могу дать вам совет: читайте те мантры, которые созвучны вашей внутренней сущности, иначе вашей доброй репутации придет конец.

6. Вопрос: Универсальны ли Харе Кришна мантра и нужна ли квалификация, чтобы читать ее?

Ответ: неблагоприятно думать, что это универсальная мантра. В ведах и шастрах нет подтверждения, что она будет оказывать благотворное влияние абсолютно всегда и на всех людей. Для мантры важно рассмотреть аспекты или факторы:

1) Место – страна, область, край, город, окружающие люди, состояние пространства, где повторяется мантра (кладбище, игорный дом, мясобойня или храм, жилой район, «намоленное» место или нет).

2) Сам человек, произносящий мантру (его духовный опыт, уровень его образования, любые отличительные черты человека – возраст, пол, взгляды, намерения, привычки, родственники, его враги и друзья)

3) Сила, чёткость, техника повторения мантры, сила ее понимания, цели повторения.

4) Интенсивность усилий человека в повторении мантры, чистота его намерений, сила вкладываемой в мантру благотворной энергии – всепрощение, любовь, исцеление.

5) Разрешение Сверхдуши – Бога на произнесение мантры – это самый главный фактор.

6. Вопрос: Почему в случает конкретного человека маха-мантра не оказывает ожидаемого эффекта?

Ответ: маха-мантра не оказывает эффекта в случает конкретного человека из-за наличия тормозов. Что-то удерживает человека в прошлом. Он слишком много внимания уделяет деталям, упуская из виду цель и смысл повторения. Жизненные силы человека растрачиваются впустую, выбраны не верные и преданные союзники (или их большинство в окружении). Пришла пора менять свою жизнь, сбросив старые мирские привязанности. В сознании много обид и мягкой агрессивности вкупе с сатурнианской въедливостью и зацикленностью на вопросе «правильный я или неправильный?». Еще одна причина – конкретный человек выбирал своего гуру по принципу: «мне он нравится», «он хороший» - без оценки будущего этого учителя, будущего его религиозной организации, в которой этот учитель занимает должность.

Это – типичный случай, объясняющий то, почему мантра харе кришна не приносит ожидаемого результата.

Картина дня

))}
Loading...
наверх