Бхагавад-гита - благая весть или ящик Пандоры?

Бхагавад-гита - благая весть или ящик Пандоры?

Целью настоящего исследования является определение основного направления Гиты. Среди всего множества различных теорий и концепций во множестве стихов Гиты можно выделить несколько философских концепций, прямо повлиявших на происходящие сейчас в мире события.

  1. Кришна говорит в Гите: Я есть время, великий разрушитель миров (11.32). Как известно, Оппенгеймер, создатель ядерной бомбы, очень любил цитировать этот стих Гиты. Как Кришне могли приписать поздние переписчики Гиты этот стих?  Это остается загадкой. Во многих главах Гиты Кришна говорит совсем другие стихи: Я ни к кому не питаю вражды (9.29). Я – хранитель и самый близкий друг (9.29) Я – жизнь всех живущих. Я даю знание мудрость и понимание (15.15).
  2. Концепция, что в Абсолюте могут совмещаться прямо противоположные направления деятельности, представляется нам ошибочной. Философия должна служить благоденствию всех живых существ, не только на Земле, но и в космосе, и во всех вселенных, иначе философия становится инструментом для разрушительных и опасных для вселенной существ, которых мы не можем назвать разумными и живыми. Философия разрушения, ненависти и войны заносится в человеческое общество как вирус от таких сил, которые всегда считались силами тьмы и мрака.
    Бог всегда на стороне света и созидания, дарующий жизнь и свет во мраке невежества.
  3. Прямой опыт не подтверждает концепций, что зло и разрушение имеет божественное происхождение, от неких сил, управляющих и обязанных управлять людьми и другими живыми существами. Эта концепция ошибочна и чрезвычайно губительна для культуры и самого существования человеческого рода. Никто из здравомыслящих живых существ не станет профессионально убивать, попутно накладывая бинты на ножевые и огнестрельные раны своих жертв. Почему же Бог, который всегда считался сверхчеловеческой силой, оживляющий и творящий чудеса исцеления и воскрешения из  мертвых, должен быть убийцей и уничтожителем живого на Земле?
  4. Божественный означает человеколюбивый и любящий все живые существа – только такая логика представляется нам верной и правильной. Более того, Бог не обладает ни малейшей склонностью убивать, истреблять и уничтожать живые существа.
  5. Сама концепция Абсолюта, данная в некоторых философиях, должна быть пересмотрена. Абсолютное означает соразмерное, гармоничное и наделенное необычайно удивительными качествами. Разжигание ненависти, поощрение насилия, стремление истребить человечество не может быть присуще Абсолюту.
  6. Кришна говорит в Гите: Я – жизнь всех живущих. Я – талант в человеке. Все прекрасные и славные творения исходят из искры великолепия Кришны, Бога (10.41). Такой Кришна, Бог, дорог сердцам преданных, да и всех живых существ.
  7. Образ карающего, мстительного Бога – это пережиток темного прошлого. Как известно, войны происходят по многим причинам, в том числе политическим и психологическим. Когда начинается война, то искусство, наука, разум и Бог  - отходят на задний план. Война никогда не входит в планы Бога, ибо Бог, Бхагаван, высшая душа в сердцах всех живых существ – это владыка богатств, источник талантов. Как война может создавать богатства и даровать таланты?
  8. Бог не участвует в войнах, не вдохновляет на войну и не оправдывает войну. Кроме того, следует заметить, что Кришна, Бог, дарующий жизнь, свободу и благоденствие, говорит в Бхагаватам: Если одна моя рука захочет причинить вред живым существам, моим преданным, то другая моя рука отсечет ее (3.16.6). Следуя этой логике, как можно утверждать, что Кришна, Бог, устраивал войны, убивал, настраивал Арджуну и других на войну на Курукшетре? Это две совершенно разные концепции.
  9. Судя по всему, Бог как объединитель общества, дарующий жизнь, свободу и благоденствие, не участвует в разделении людей по принципу касты, цвету кожи и вероисповеданию. Именно такое разделение, происходящее от незнания и невежества, ведет к конфликтам, войнам и столкновениям. Кришна, Бог – дарующий освобождение от болезней, старости и смерти. Это и есть спасительная идея, которая присуща подлинной религии.

                                                                                                                                                                                                                              ©Нанда Сута дас

Картина дня

наверх